Информационная безопасность. Информационная среда Информационная среда – это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных




Конкретными результатами воздействия этих угроз могут быть: Исчезновение информации. Модификация информации. Ознакомление с информацией посторонних лиц и т.п. (приведите свои примеры) Противоправные воздействия на информационную среду могут нанести ущерб интересам человека и общества, поэтому одной из задач информатизации является обеспечение информационной безопасности.




1.Защита национальных интересов 2.Обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией 3.Правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации. Основными целями обеспечения информационной безопасности общества является:


1.Информационные ресурсы 2.Системы создания, распространения и использования информационных ресурсов. 3.Информационная инфраструктура общества 4.Средства массовой информации 5.Права человека и государства на получение, распространение и использование информации 6.Защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. К объектам, которыми следует обеспечить информационную безопасность, относятся:


Источники информационных угроз Внешние источникиВнутренние источники Политика стран Информационная война Преступная деятельность Прочие источники Отставание по уровню информатизации Отставание по тех- нологии Недостаточный уровень образования Прочие источники


Источники основных информационных угроз для России: Политика стран, противодействующая доступу к мировым достижениям в области информационных технологий. Информационная война, нарушающая функционирование информационной среды в стране. Преступная деятельность, направленная против национальных интересов Отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации. Технологическое отставание электронной промышленности в области производства информационной и коммуникационной техники. Снижение уровня образованности граждан, препятствующее работе в информационной среде




1.Решение прикладных задач, где отражается специфика деятельности конкретного пользователя- специалиста. 2.Решение управленческих задач, что характерно для любой компании. 3.Оказание информационных услуг в специализированной компании, например информационном центре, библиотеке и т.п. 4.Коммерческая деятельность 5.Банковская деятельность Решение проблемы защиты информации во многом определяется теми задачами, которые решает пользователь как специалист в конкретной области.


Расширение областей использования компьютеров т.е. защита информации на уровне технических средств. Высокая степень концентрации информации в центрах её обработки и появление централизованных баз данных для коллективного пользования. Расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам. Усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере, т.к. современные компьютеры могут работать: В мультипрограммном режиме, когда одновременно решается несколько задач. В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решается несколькими параллельно работающими компьютерами. В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое количество абонентов. При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:





Одним из разновидностей социальной среды является так называемая информационная среда (сфера), которая образуется совокупностью:

    субъектов информационного взаимодействия или воздействия;

    собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы;

    информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами;

    общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации (В.Е. Лепский, 2000; М.О. Мдивани, 1999).

С психологической точки зрения информационная среда предстает в виде информационных воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также в виде информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других (средства массовой информации, мульти-медиа, интернет и т.п.). Как справедливо отмечает А.Е.Войскунский (2000), отличительной чертой данного вида среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве «психологического орудия» (по Л.С. Выготскому) социального воздействия на человека.

В этом качестве информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а также формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.

Вместе с тем, возрастающий темп информатизации общества обостряет экопсихологические проблемы во взаимоотношениях между Человеком (обществом) и информационной средой (сферой), ибо технократический подход к информатизации общества таит в себе угрозы, сопоставимые по масштабам с угрозами ядерной и экологической катастроф. Поэтому в ряду других проблем и направлений психологии информационной среды (СМИ, интернет-среда и др.) особое место занимает информационно-психологическая безопасность (В.Е. Лепский, 2000). Целью разработки данного направления является обеспечение психологической защищенности основных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с воздействиями информационной среды на психику граждан (в это определение неявно включены и воздействия граждан на информационную среду).

Резюме

Несмотря на разноликость эколого-психологических исследований и практик, их объединяет то, что в качестве исходного основания используется системное отношение “человек - среда (окружающая среда)”.

В общем виде понятием окружающая среда обозначают естественное и социальное окружение человека, которое представляет собой совокупность влияний и условий, обеспечивающих человеку возможность тех или иных действий и тем самым возможность для проявления и развития его способностей.

В понятие “окружающая среда” входят такие ее разновидности, как:

    физическая среда - совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы);

    пространственная среда - совокупность пространственно-предметных свойств и отношений окружающей среды, которая может иметь естественно-природный характер (лес, море, горы, степь, растения, животные и т.п.) и/или антропогенный (продукт человеческой деятельности) характер: городская среда, парковый ландшафт, архитектурная среда, виртуальная (пространство, представленное на экране компьютера) и т.д.;

    природная среда включает в себя совокупность природных объектов (естественный ландшафт, растения и животные), которые выступают для человека как объекты восприятия, личностного отношения и взаимодействия;

    среда обитания или экологическая среда , обеспечивающая каждому виду живых существ свой комплекс возможностей для жизнедеятельности. Представление об этом типе среды как объекте восприятия было разработано Дж.Гибсоном;

    социальная среда , ибо один человек для другого также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. О социальной среде еще говорят как о пространстве коммуникативных и межличностных взаимодействий человека. В этом случае выделяют следующие виды среды: семейная, образовательная (в частности, школьная), информационная (СМИ, интернет, мульти-медиа), этническая, культурная, духовная, религиозная и т.д.;

    кроме того, в отличие от внешней окружающей среды, иногда говорят о внутренней (ментальной) среде индивида, понимая под этим наличие у него психических структур и способов действия, которые выступают в виде совокупности психологических условий и возможностей для его деятельности и развития.

Информационное обслуживание в пространственно-временном континууме

Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр и т. п. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей (чтение соответствующей литературы). Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха, и после ухода на пенсию человек часто становится еще более активным потребителем информации (телесериалы, книги, газеты). Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.
Впервые в российской науке проблемы информационной среды стали разрабатываться Ю. А. Шрейдером в 70-х годах XX в. (71).
Информационная среда или сфера — это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В законе «Об участии в международном информационном обмене» информационная сфера (среда) рассматривается как сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием, потреблением информации. (50, с. 4). В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство». «Под единым информационным пространством «некоторые авторы понимают «территориально ограниченное (открытое для расширения или сужения) пространство, в котором информационная деятельность регулируется согласованными правовыми нормами, совместно используются общие информационные ресурсы, технологии и каналы коммуникации, а также специально выделенные организационные структуры» (28, с. 7—8). Такое понимание информационного пространства как регулируемого и организованного является более узким, чем сформулированное выше понимание информационной среды.
С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, читальный зал и др.) и об информационной среде за их пределами (макросреде).
Современная информационная среда весьма противоречива .
Она чрезвычайно многообразна, пестра по характеру представленных идеологий, точек зрения, подходов к тем или иным явлениям. Она нова, непривычна. Человеку непросто разобраться во всем этом многообразии. Какое направление истинно?
Когда люди не могут осмыслить неоднозначность, многовариантность среды, их раздражение может получить ложную направленность, они начинают обвинять в непонятности мира каких-то придуманных врагов, пытаться найти в чем-то вымышленном спасение (например, в сектах, число которых резко возросло, а приверженцами сект стали не малограмотные люди, как было раньше, а образованные).
СМИ оказывают значительное влияние на взгляды, поведение людей, навязывая определенные стереотипы, зачастую далеко не соответствующие гуманистическим идеалам.
В информационной среде возникают новые виды преступлений, например, хакерство, в Интернете добывается информация, используемая не только на пользу, но и во вред обществу. Так, один из террористов, совершивших страшный терракт в США в Лос-Анжелесе, узнал посредством Интернет о том, что здание, которое он хотел взорвать, не охраняется.
Информационная среда является также сферой, в которую многие уходят от суровой действительности: в иллюзорную жизнь мыльных сериалов, детективов, виртуальную компьютерную реальность. В этой среде ищут объекты для поклонения, возможность переключения. Феномен «ухода» в воображаемый мир не является особенностью сегодняшней жизни, но в условиях современных информационных технологий он приобретает значительные масштабы.
Информационную среду «ежесекундно будоражит новая волна сообщений. И кажется, будто стирается грань между событием и его репродукцией. Поэтому западные социологи полагают, что массовая культура превратила людей в патентованных наблюдателей жизни, а окружающий мир в иллюзорную действительность» (22, с. 257). Люди зачастую не сопереживают жертвам реальных событий, поскольку грань между действительностью и вымыслом в их сознании стирается.
Предоставляя определенную независимость от посещения информационных служб, новые информационные технологии могут увеличить зависимость пользователя от центров организации информации, от нестабильности техники, от содержания предоставляемых сведений.
Таким образом, новая информационная среда может вести к порабощению человека, но она же может раскрыть «простор для формирования новых моделей, требующих воображения и мудрости», способствовать «реализации личностных стремлений и креативности» (36, с. 64), если она направлена на гуманистические цели.
Информационное пространство можно представить как систему накопителей информации (на бумажных, электронных, аудио-видео, микроносителях), каналов передачи информации и пользователей . Важнейшей задачей является такая организация системы, которая позволяет оперативно предоставить пользователю нужную информацию.
Эту задачу усложняет одно из свойств информационной среды – рассеяние в ней информации (закон Бредфорда), которое приводит к тому, что сведения по одному вопросу могут находиться в разных, иногда тематически не связанных источниках. Сегодня это свойство дополняется, как мне представляется, децентрализацией информационных ресурсов в отличие от их концентрации в центре в прошлом. Это связано с использованием новых информационных технологий и реализацией идеи распределенного информационного фонда. Вследствие этого происходит и децентрализация информационного обслуживания. Децентрализацию и централизацию информационных ресурсов можно рассматривать как один из механизмов, обеспечивающих динамику информационной деятельности наряду с процессами их концентрации и дифференциации, а также специализации и универсализации информационных учреждений.
Современное информационное пространство обладает и таким свойством как массовое тиражирование информации, имеющейся в нем, по разным каналам – письменным, устным, аудиовизуальным и в разных формах и жанрах. Особенно велики возможности таких массовых каналов передачи информации, как радио, телевидение, Интернет. Любое событие, явление быстро адаптируется массовым сознанием. Но одни узнали сведения о нем из научной книги, другие – из Интернет, третьи – из маленькой заметки в газете, четвертые – на основе видеофильма, с пятыми поделился кто-то из знакомых и т. п. Вследствие этого сведения обрастают новыми подробностями, глубокая идея упрощается, становится расхожей.
Скорость современных каналов распространения информации при наличии такого свойства информационного пространства как массовое тиражирование информации приводит к тому, что информация практически одновременно достигает пользователей в разных токах информационного пространства. Такая ситуация позволяет говорить об едином информационном пространстве , разрыв которого глубоко переживается людьми.
Это обстоятельство в еще большей степени, чем в прошлом, ставит вопрос о влиянии информационного обслуживания и его отдельных видов на пользователя . Конечно, такие виды обслуживания как архивное, библиотечное, музейное, книготорговое и т. п. можно отнести к индивидуальным и групповым каналам передачи информации, их ареал воздействия относительно невелик. Но если все каналы, и индивидуальные и массовые (телевидение, радио, Интернет) тиражируют одну и ту же информацию, например, связанную с насилием, криминалом, то это массированное воздействие, может оказать негативное влияние, спровоцировать рост преступности, изменение морального климата. Не считая возможным действовать в современном мире запретом на информацию, я думаю, что целесообразно развивать дифференциацию и специализацию в информационной среде, чтобы избежать мощного воздействия информации одного содержания и тем самым сузить её негативное влияние.
Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду.
Внутренняя информационная среда – это информационные ресурсы и все, связанное с информационной деятельностью работника и пользователя в информационной службе. Границы понятий – внутренняя и внешняя среда, как будет показано ниже, достаточно зыбки.
В пространстве любого учреждения можно выделить две основные части среды: предназначенную для сотрудников и для пользователей. В тех учреждениях, где хранятся фонды (библиотеки, архивы, музеи, книжные магазины, книжные палаты, органы научной и технической информации) выделяется еще помещение для хранилища.
Назовем объекты информационной среды учреждения, каждый из которых можно рассматривать как особую форму организации информации, содействующую её доступу.
Это прежде всего отдельные документы, в целом информационный фонд, документы, организованные в виде экспозиции, базы данных библиографической, фактографической, концептографической, гипертекстовой информации.
Доступу содействует метаинформация (информация об информации), которая в лаконичной форме дает представление о структуре и расположении фонда, справочно-поискового аппарата и их разделов: классификационная информация; рекламная информация (объявления, разделители в фонде, схемы, музейные экспликации); цветовая информация (цветовая гамма помещения, обложек документов); музыкальная информация (музыкальное сопровождение экспозиции в музеях); композиционная информация (определенная планировка помещений, их размещение, расположение столов, выставок, стеллажей (оборудования) и технических средств, специально разработанные маршруты в музеях); консультационная информация (советы, разъяснения информационных работников), технологическая информация (в том числе инструкции).
Рекламная и композиционная метаинформация помогают пользователям ориентироваться в помещении информационной службы, её отдельных подразделений (читального зала, выставочного зала и др.).
Классификационная, библиографическая, иногда цветовая информация способствуют ориентации пользователей в фонде документов и в справочно-поисковом аппарате.
Библиографическая метаинформация, представляя собою модель документов, содействует доступу к ним, раскрытию их содержания. Она выполняет функции трех видов: текущего информирования о новых поступлениях (базы данных, списки, бюллетени новых поступлений и т.п.), обеспечивающего пользователей сведениями о пополнении информационного фонда, о новых изданиях; фиксации данных о документах, имеющихся в информационной службе (например, электронный каталог), а также других информационных служб страны и мира; актуализации ретроспективной информации (списки, указатели по определенным темам, проблемно-ориентированные базы данных).
Классификационная и библиографическая метаинформация позволяют пользователю включить свои знания в новые связи, интегрировать полученные знания в уже известные, облегчают выбор и использование документов, определение места их проблематики в системе наук, содействуют критическому осмыслению текстов. Развитию знаниевого потенциала пользователей способствуют и фактографические, концептографические, экспертные системы.
Современные информационные технологии предлагают такой широкий выбор метаинформационных средств, который не могла предоставить докомпьютерная среда: окна, меню, подсказки, кнопки с изображением предметов – символов действий (ножницы означает вырезать, раскрытая папка – открыть и др.), используются мнемонические приемы, цветовые средства. Для ориентации применяются также сенсорные компьютеры, реагирующие на прикосновение к экрану, что не требует от пользователя навыков работы с клавиатурой, существуют и компьютеры, воспринимающие информацию с голоса.
Главная составляющая информационной среды – информационный фонд – сегодня многообразен как по содержательным и видовым признакам, так и по видам носителей информации (книги, аудио и видеокассеты, компакт – диски, электронные издания и др.). Фонд приобрел, благодаря электронным изданиям и возможностям Интернет, помимо внутренних, и внешние параметры (например, такие, как доступность для внешнего пользователя), поэтому он стал элементом и внутренней, и внешней среды. То же самое можно сказать и о справочно-поисковом аппарате, который во многих информационных службах представлен на машиночитаемых носителях. Расширился в этой связи и знаниевый потенциал информационной среды.
Поэтому можно говорить о когнитивной функции этой среды, содействующей преобразованию информации в индивидуальное знание. пользователей (этот сложный процесс не до конца изучен наукой), а последнего через создание пользователями текстов – в информацию. Переход информации в знание и знания в информацию осуществляется и в деятельности информационного работника, занятого любым информационным процессом, в том числе обслуживанием, который преобразует информацию запроса, включает её в собственное знание, и, используя его, определяет алгоритм поиска информации.
Эти процессы рассматриваются в статье М. С. Миримановой (48), в частности, в ней показано многоступенчатое взаимодействие со знанием информационных работников текстов, поступающих в информационную среду и являющихся информацией о знании их создателей. Задачу информационной среды автор видит в том, чтобы уменьшить разрыв между информацией и знанием пользователей: «Включая пользователя в активное взаимодействие с информацией, инфосреда побуждает активизировать рефлексию над собственным знанием и знанием, зафиксированным в инфосреде, учит соотносить эти модели, что стимулирует порождение новых знаний». По мнению автора, «инфосреда должна служить катализатором интеллектуальной деятельности, учитывая стремления и возможности пользователя на основе уже имеющегося у него знания надстраивать новое знание, необходимое для продуцирования новых идей… инфосреда должна стимулировать творческую активность пользователя». В качестве способов достижения этой цели автор видит развитие диагностирующих средств, позволяющих ориентироваться на индивидуальные интеллектуальные характеристики пользователя, использование эвристических приемов стимулирования творческих процессов и др. (48, с. 64).
Все многообразие информации должно быть так организовано в пространстве , чтобы она была осмыслена пользователем информационной службы, чтобы он не растерялся, чтобы сумел воспользоваться ею, чтобы она не вызывала у него отрицательных эмоций.
Учитывая, что психологически человек не может сразу воспринять всю информацию, информационные учреждения стоят перед проблемой её развертывания в определенной последовательности, выделения и приближения к пользователю отдельных частей документного массива. В этой связи возникает новая проблема: какую часть первичных документов представить и приблизить к пользователю в первую, вторую, третью и т. п. очередь.
При её решении используются подходы, которые обозначим как ценностный, формальный, содержательный, и пользовательский способы доступа к информации .
Первый способ обеспечивает доступ пользователей прежде всего к той информации, которая отражает сложившиеся в обществе ценности, злобу дня (например, к произведениям классиков художественной литературы, науки, актуальной информации). Второй способ осуществляется при алфавитной, хронологической, нумерационной и т. п. формальной организации массива. Третий связан с организацией массива по систематическому, предметному, тематическому признакам. Четвертый способ доступа к документам определяется пользовательским спросом. В этом случае к пользователям приближают наиболее спрашиваемые части информационного массива.
Обычно в практике используется сочетание этих подходов. Например, первичные документы организуются по следующим уровням доступа : наиболее актуальные, а также вновь поступившие, часто спрашиваемые документы; документы, менее спрашиваемые, выделяемые, например, в подсобных, справочных фондах; глубоко ретроспективные, редко спрашиваемые документы, представленные в хранилище, внутри этих уровней доступ к информации идет по систематическому, предметному признакам, хронологии, алфавиту и др. В связи с колебаниями спроса, изменением актуальности проблем должен происходить постоянный обмен информации между разными уровнями их доступности.
При традиционной организации информации для облегчения доступа широко используется двухуровневая система (уровень первичных документов и уровень их моделей).
В информационно-поисковых системах, использующих новые технологии, в качестве способа доступа к информации применяется иерархическая система ссылок, а также доступ по ассоциации (гипертекст).
Многоуровневость информационной среды создает условия для постепенного вхождения пользователя в мир информации и культуры (т.к. одномоментно их невозможно усвоить) и одновременно решает проблему большей оперативности обслуживания: на уровне наиболее актуального спроса обслуживается основная масса посетителей.
Постепенно вводя в информационный мир, среда как бы приглашает углубиться в этот мир. Начиная с рекламной информации о предоставляемых информационным учреждением услугах, переходя к выставкам документов, затем к разнообразным базам данных и, наконец, к фонду или экспонатам выставочного комплекса, информационная среда через системы телекоммуникаций ведет далее в мировую информационную систему.
Информационная среда – это поле диалога . Это диалог разных авторов документов (как разных культур, точек зрения), разных эпох, разных народов, разных языков, разных позиций в одной книге. Диалог современного пользователя с культурами прошлого, заложенными в документах информационного фонда, т. е. диалог разновременных культур, по выражению М. М. Бахтина. В произведениях прошлого при современном прочтении могут появиться новые смыслы, которые существовали в скрытом виде. Все это активизирует интеллектуальные и эмоциональные возможности пользователя. Диалогический характер имеет и технологический процесс информационного обслуживания, и его результат – информационная услуга, которые включают как составной элемент общение информационнного работника и пользователя (например, при выдаче документов, консультации, экскурсии, презентации).
Многоуровневость и диалогичность информационной среды, усиленные современными технологиями, позволяют каждому пользователю найти свою информацию, расширить интеллектуальный мир, знаниевый, культурный потенциал, приблизиться к пониманию новых идей (другое дело, сможет ли человек в силу своих способностей, воли, воспитания это сделать).
Информационная среда может, таким образом, содействовать реализации интеллектуальной свободы как составляющей социальной свободы личности.
Многомерность, многоуровневость, диалогичность информационной среды создают информационными комфорт для пользователей .
Формирование информационной среды представляет собою непрерывный процесс, т. к появляются новые документы, изменяются информационные потребности, спрос.
Средовые характеристики информационной службы не ограничиваются информационной составляющей. Для пользователей важен психологический комфорт , создаваемый как доступностью информации, так и духовностью атмосферы, формируемой совместно, в ходе коммуникации информационными работниками и пользователями, необходим и физиологический комфорт , который обеспечивается учетом требований эргономики при оформлении помещения, размещении технических средств и оборудования: компьютеров, принтеров, сканеров, модемов, ксероксов, средств записи на аудио и видеокассеты, мобильных телефонов, современной офисной мебели, создающих уют светильников, выгороженных рабочих мест для пользователей и т. п.
В многоуровневой среде пространственная организация тесно связана с параметрами времени .
Разные источники предлагают разные определения этого понятия. «Время – это форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится» (38, с. 77). «Время, как и пространство, – основная форма существования материи: материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга: время выражает последовательность сменяющих друг друга явлений, пространство – порядок растяжения одновременно сосуществующих объектов (39, с. 75). Понятие «время» весьма многозначно: «это форма бесконечно развивающейся материи; продолжительность чего-либо; промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь: определенный момент; пора дня, года; подходящая, удобная пора, благоприятный момент и т. д.» (51, с. 89).
В истории философии известны различные концепции времени: субстанциональная, реляционная, статическая, динамическая; дискутируется характер взаимосвязи времени и пространства, проблемы непрерывности (или дискретности) времени, его необратимости, ритма, скорости, измерения и др. Время является предметом исследования многих наук: естественных, технических, социальных, гуманитарных. Это сформировало представление о физическом, биологическом, историческом или (социально-историческом), химическом, экономическом, психологическом, художественном и прочем времени. Заметим, что одним из первых пространственно-временные параметры по отношению к книжному делу (а оно, как было отмечено в первом разделе, включается в информационное) выделил Н. А. Рубакин в работе «Психология читателя и книги» (1929 г.).
Исследуя информационную деятельность во временном аспекте, можно увидеть в ней проявление времени в разных значениях. Применительно к информационной деятельности как социокультурному феномену следует говорить о социальном, культурно-историческом времени. Деятельность в информационном учреждении человека – информационного работника и пользователя – характеризуется биологическим, психологическим, художественным временем, субъективным временем каждого из них.
В информационной среде временные характеристики присущи: документам (дата подписи в печать, год издания и т. п., время их поступления в информационную службу); технологическим процессам (норма времени выполнения процесса и его отдельных элементов, реальное время их выполнения, в том числе время экспонирования выставок, проведения Дней информации, ярмарок идей и др.; сроки хранения документов в фонде); людям (время прихода в информационную службу, ожидания выдачи документов, длительность нахождения пользователя в информационной службе или на её сервере, продолжительность чтения, телесмотрения, работы на компьютере, момент получения документа, сведений, отправки запросов, ощущение людьми времени в период их пребывания в информационной службе и др.); техническим средствам и оборудованию (ресурс времени, на который они рассчитаны, время их ежедневной загрузки и т. п.); информационной службе в целом (часы открытия и закрытия, количество рабочих часов в неделю).
Полиструктурность времени в информационной службе не исключает целостности его проявления.
Как временные характеристики здесь проявляются? Для определения этого используем рассуждения Мартина Хайдеггера, который в работе «Время и бытие» доказывает, что «время определяется бытием», что они «взаимно определяют друг друга» (66, с. 392), а «то, чем они определяются оба, время и бытие... в их взаимопринадлежности» (66, с. 402), Хайдеггер называет «событием» (66, с. 403). «Бытие и время имеют место только в событии» (66, с. 405).
О каких событиях в информационном учреждении можно говорить? Очевидно, о тех, которые связаны с его деятельностью. Это «судьбоносные» события, связанные с началом функционирования учреждения, его реорганизацией, упразднением, изменением в его структуре, техническом оснащении и т. п., и повседневные события: выдача документов, справок, экспонирование выставок, получение пользователями документов, приход в информационную службу и уход из неё сотрудников и пользователей и т. п. Другие события, хотя и определяются функциями, но не напрямую, например, события, связанные с взаимоотношениями между людьми. Многие события вне информационной службы могут влиять на её деятельность, в частности, принятие законов, регулирующих эту деятельность.
События, происходящие в информационной службе, могут совершаться одновременно, например, приход (или обращение на сервер) сразу нескольких человек, и последовательно – обслуживание этих людей по очереди: могут характеризоваться разновременностью, если сегодняшний пользователь заказывает книгу (или скажем, компакт – диск) с описанием событий столетней давности или вероятного будущего. Можно, наверное, говорить и о виртуальных событиях, которые происходят в сознании людей под влиянием информации. Человек, читая книгу, виртуально преодолевает временные барьеры и в силу своего понимания проникает в прошлое, которое передает через него эстафету будущему.
Собирая и храня документы и другие культурные объекты, библиотеки, архивы, музеи, органы научной и технической информации и т. п. своими средствами реализуют мечту человека о бессмертии, помогают ему преодолеть естественные ритмы времени, предполагающие, что за рождением следует не только жизнь, но и умирание, и предоставляя автору произведения жить в веках. Таким образом, информационные учреждения, осуществляя культурохранительную функцию, являются социокультурными формами преодоления времени . Замечу в этой связи, что, наверное, не случайно развитие идеи о всеобщем воскрешении было осуществлено библиотекарем, философом Н. Ф. Федоровым.
Как социокультурный феномен, сохраняющий документы и идеи, и таким образом, преодолевающий время, информационные службы, обязаны не только спасти от забвения информацию прошлых лет, но и предоставить доступ пользователей к ней при непрерывном потоке новой информации, заслоняющей в сознании пользователей прежние поступления. Только в этом случае преодоление времени в значении сохранения ценностей культуры обеспечивает и связь времен (преемственность).
Можно говорить о преодолении времени в информационном пространстве и в другом смысле: пользователь информационной службы, читая текст, уходит от действительности, которая вызывает у чего стрессы (эффект эскапизма). Здесь информационная служба выполняет релаксационную роль. При чтении интересной книги, увлекательного архивного материала в индивидуальном восприятии пользователя скорость времени (психологическое время) ускоряется (время незаметно «пролетает»), при тягостном ожидании заказа в информационной службе скорость времени в восприятии пользователя замедляется.
Феномен преодоления времени проявляется в информационной службе и в смысле изменения обычной направленности времени – от прошлого к будущему. Так, любой документ, включенный в фонд, например, газета, теряет свою актуальность, как бы из настоящего попадая в прошлое. Кстати авторы художественных фантазий, управляя временем по своему усмотрению, путешествуя из настоящего в будущее, а из него в прошлое и увлекая за собой читателя, тоже укрепляют представление о преодолении времени в информационном поле.
При индексировании, как бы игнорируя время, документы одного года издания группируют в разные классы по содержанию (в соответствии с классификациями ББК, УДК, Дьюи, предметными рубриками и др.), а документы разных лет издания – в один класс. Вместе с тем, индексирование и соответствующая расстановка документов учитывает время (исторический период), связанный с содержанием текста.
В тех случаях, когда внешнее по отношению к содержанию текста время (год издания) принимается во внимание при расстановке документов в фонде (например, периодических изданий), вектор времени инвертируется от настоящего к прошлому (обратно-хронологическая расстановка).
Этот принцип положен и в основу многоуровневой организации информационных ресурсов среды (о чем было сказано ранее): к пользователям приближают вновь поступившие и наиболее актуальные (и спрашиваемые) документы, что ассоциируется с настоящим временем; далее представляют документы, вышедшие и поступившие три-пять лет назад или 10 лет назад для крупных информационных центров – прошедшее время (более адекватно здесь использовать немецкое понятие – Perfert), в фонде основного хранения обычно находятся документы более ранних лет издания – предпрошедшее время (Plusquamperfekt).
Как показывает анализ, инверсия времени при организации фонда в информационной среде, имеет объективные причины, связанные опять же со временем – необходимостью сохранения времени пользователей и уменьшения потерь социального времени .
Приближение к пользователям вновь поступивших документов, отвечающих на большинство запросов, дает возможность информационной службе оперативно удовлетворять значительную часть наиболее простых запросов, избежать очередей, сохраняя время пользователей, и одновременно уделить больше времени тем пользователям, у которых сложные запросы, связанные не только с новыми документами, но и с изданиями прежних лет, а также предоставить удобства тем посетителям, которые ориентированы на глубокое ознакомление с ретроспективной частью информационного фонда.
Чем современнее информационная служба в технологическом плане (наличие ЭВМ, системы телекоммуникаций, выход в Интернет, использование CD-ROM и др.), тем эффективнее она преодолевает время и пространство (расстояние), сохраняя время пользователей. Это выражается прежде всего в оперативности предоставления информации, её полноте (при сокращении времени поиска), и обеспечивается не только технически, но и путем особой организации документов (например, гипертекст).
Вместе с тем, время выполнения операций информационных процессов не инвертировано (направленность времени – от настоящего к будущему), операции осуществляются последовательно (хотя одновременно в информационной службе реализуются множество процессов с разными партиями документов и разными запросами), время их выполнения фиксировано (существуют нормы времени на операции, отдельные действия), увязано с их сложностью и объемом. И управленческий персонал контролирует время выполнения работником технологического процесса или его фрагмента с целью избежать потерь социального времени.
Однако при анализе технологических процессов обнаруживаются противоречие между временем информационного учреждения как явления культуры и как социального института, между необходимостью сохранения информации, идей для реализации связи времен и требованием сокращения социального времени на информационную деятельность. Это противоречие можно продемонстрировать на примере исключения из фондов библиотек документов по причине их морального старения. С одной стороны, культурная миссия библиотеки требует сохранения документов для осуществления преемственности культуры (независимо от их актуальности, новизны), с другой стороны, библиотека, как социальный феномен, не может хранить все из-за недостатка площадей, увеличения трудозатрат на хранение, т. е. из-за возрастания социального времени на библиотечную деятельность.
Продолжая рассуждение, обратим внимание на то, что информационная служба, накапливающая значительный массив информации, при комплектовании фонда и обслуживании пользователей не может не учитывать сегодняшнюю конъюнктуру рынка, политику государства и потребности общества, сиюминутный спрос, но в то же время она всегда стоит перед вопросом: будет ли именно эта актуальная сегодня информация востребована в будущем , и не окажется ли так, что главное не сохранилось.
Со временем связана и проблема соотношения хранения и обслуживания в информационной деятельности. Много веков господствовал так называемый «книгохранилищный уклон», т. е. обеспечение хранения документов (для будущего пользователя) за счет ограничения их выдачи сегодняшнему пользователю. С распространением книгопечатания и идей просвещения, ростом числа книжных магазинов и библиотек взгляд на соотношение функции хранения и предоставления документов несколько изменился. Появилась возможность шире предоставлять книги современным читателям. Наиболее благоприятные условия для обеспечения информацией сегодняшнего пользователя предоставляют новые информационные технологии.
Информационная среда, её пространственные, психологические, временные параметры могут оказывать на пользователя и информационного работника положительное (информационное, когнитивное, ориентирующее, стимулирующее, консолидирующее, эстетическое, эмоциональное и др.) и отрицательное влияние.
Именно это определило изучение информационной среды. Включение в проблематику информационного обслуживания информационной среды связано с проблемой экологии человека (социальной экологии, психологии среды) – науки, рассматривающей проблемы взаимоотношения человеческого общества, человека и окружающей среды. Сегодня стоит вопрос о качестве среды, в том числе информационной, о праве человека на качественную среду, включая доступность информации, оптимальные условия для работы пользователя. Проблема информационной среды, накапливающей интеллектуальную энергию в форме информации связана с изучением ноосферы, в которую, как писал В. И. Вернадский, переходит биосфера под влиянием человеческого, труда, научной мысли. Начинает развиваться информационная экология, занимающаяся взаимоотношением человека и информации.
Экологический подход предполагает целостное видение и гармонизацию всех составляющих среды с целью обеспечения её комфортности и безопасности для человека . Следует признать, что современная информационная среда становится более комфортной по таким характеристикам, как оперативность и полнота поиска информации, интеллектуализация деятельности, благодаря компьютерной технологии, эргономический подход к интерьеру.
Вместе с тем и пользователь, и информационный работник подвергаются определенным угрозам: стрессы, связанные с трудностью (несмотря на новые технологии) нахождения нужной информации при непрерывном увеличении её объемов, с неполадками в технике, компьютерными вирусами, угрозой здоровью при многочасовом пользовании компьютером, с проблемами коммуникации в информационной службе.
Задача информационного работника сгладить негативные моменты и усилить мощные активизирующие факторы информационной среды, защитить пользователя информационной службы, обеспечить комфортные условия для работы.

Найденова Светлана Валентиновна,Магистрант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область[email protected]

Пономарев Петр Андреевич,Доктор философских наук, профессор, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область.

Психологическое влияние информационной среды

на современного человека.

Аннотация.В статье рассматривается проблема психологического воздействияинформационной среды на человека. Показаны как положительные, так и отрицательные стороны информационного влияния на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотреныосновныепоследствияглобальнойинформатизацииобщества.Ключевые слова: информационная среда, информационные потоки, факторы информационной среды, психологическая безопасность, манипуляция, феномен киборгизации.

Характерной особенностью современного общества является стремительное развитие и изменение информационной среды, окружающей человека, которая становится все более разнообразной. Быстро совершенствующиеся информационные технологии являются объектом междисциплинарных исследований различных наук, таких как социология, экономика, философия, психология. Но наиболее остро стоит проблема изучения психологического воздействия и последствий для человека современного процесса информатизации, развитие которого затрагивает все сферы общественной жизни. В настоящее время большое количество стран связано между собой коммуникативными потоками, а жизнь людей зависит от информации и технического прогресса, который открывает множество возможностей для человека, меняя наш образ жизни и делая его более практичным и удобным.Но такие изменения оказывают влияние на потребности личности и ее мотивацию, приводят к перестройке образа жизни и мировоззрения. Именно поэтому необходимо рассмотреть, как влияет информационная среда на человека и каких последствий стоит ожидать в результате глобальной информатизации общества.Информационная среда представляет собой совокупность информационных потоков, которые оказывают различное влияние на человека. С их помощью общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения. И именно характер таких воздействий среды на сознание создает у человека определенный образ реальности и понимание себя в ней . Потребность в информации одна из базовых потребностей личности, без которой невозможно формирование и существование ее индивидуального сознания. Информационное воздействие на человека имеет психологическую направленность, происходит опосредованно, через механизмы головного мозга, эффект которого проявляется в изменении психических свойств личности и его поведения.Необходимо отметить, что глобальное развитие информационной среды, формирование интернациональных информационных систем имеет под собой не только позитивное влияние, но и формирует немало проблем для человечества, связанных с его психологической, нравственной и правовой безопасностью. Негативное влияние на психику и сознание человека информации приводит к нарушению восприятия окружающей действительности, и как следствие, деформации личности. Существует множество факторов информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность человека . Такими факторами могут являться: качественная и количественная характеристика информации (ее объем, полнота, достоверность, количество и т.д.), соответствие характеристик информации параметрам реципиентов и установкам окружающей среды, наличие в современных информационных технологиях специфических элементов, изменяющих психическое состояние большого количества людей, наличие в информационных потоках усовершенствованных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические носители. Но не только информационная среда является источником опасности для человека, но и сама личность может стать фактором информационно психологического риска, среди которых можно выделить: незрелость и неспособность к фильтрации получаемой информации, личностный конформизм, подверженность манипулятивным действиям со стороны, массовому заражению идеями, функциональные изменения психики человека, психоэмоциональный стресс, фрустрация, тревожность.Информационная среда неоднородна, состоит из множества процессов, которые имеют различную скорость протекания. В различных сочетаниях таких процессов функционирует информация, отражающая адекватно окружающий мир, и информация деформированная. Это связано с возникающими неточностями процесса познания, наших знаний о мире, а также субъективным видением информации, создающих ее людей. Наибольшую информационную опасность для личности могут представлять различные сообщества и группировки людей, в частности политической, националистической и религиозной направленности. Зачастую члены таких сообществ, оказывают воздействие при помощи использования научных знаний и методов, апеллируя к фактам науки.Согласно взглядам В.Д. Аносова и В.Е Лепского «негативные информационно -психологические воздействия -это, прежде всего манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально -волевую сферу. Манипуляция сознанием -это специфическая форма управления людьми путем навязывания им идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия, или скрытое психологическое принуждение личности». [цит. 1, с. 40].В манипулировании можно выделить несколько уровней:

усиленное распространение нужных идей и установок в сознании людейдеформация взглядов на различные события, в результате которого происходит эмоциональное изменение отношения к какому -либо явлениюкардинальное изменение взглядов методов сенсационных сообщений о чем -то новом, чрезвычайно важном .На сегодняшний день проблема контроля за динамично расширяющимися информационными потоками стоит очень остро. Неконтролируемая информационная среда создает угрозу существования личности, обостряет чувство незащищенности, одиночества, изза дефицита реального общения, десоциализирует человека, приводит к изменению сознания. Все чаще говорится о том, что развитие информационных технологий имеет психопатологические последствия, приводит к возникновению психических заболеваний невротического плана. Это приводит к усилению психологической нагрузки на человека и повышению уровня стресса. При возникновении информационного стресса личность не может справиться с поставленной задачей, найти пути ее решения. Причины информационного стресса могут быть непосредственные (недостаточность информации для решения задачи, сложность задачи, дефицит времени, потеря концентрации внимания и др.), субъективные (профессиональные, психологические), средовые (обстоятельства, при которых развиваются стрессовые состояния) .Психологические последствия технического прогресса достаточно очевидны и проявляются в таких масштабных изменениях жизни человека, как избыточная доступность личности, утрата приватности, «включение» технических средств в границы телесности индивида (феномен киборгизации), изменение структуры и особенностей потребностей личности, психологическая зависимость, изменение структуры деятельности . Современные технологии активно входят в жизнь человека и постепенно он перестает замечать, что использует их постоянно, они становятся настолько привычными, что включаются в его телесность, изменяют психологические границы его тела. Под телесностью здесь понимается не только физическое тело, но и «тело социальное», которое включает аспектыформирования самосознания и самоидентичности. То, что человек может полностью контролировать, он воспринимает как часть себя, неконтролируемое -отчуждает, в результате происходит слияние человека с техническими средствами, так называемый эффект «киборгизации». Наиболее опасной формой такой инкорпорации является психологическая зависимость, когда жизнь без технического средства невозможна и вызывает панику. Информационные технологии расширяют возможности человека, информация и окружающие люди становятся более доступными в любой точке мира, психологические границы такого общения стираются, в связи с чем размываются границы приватности.Одним из важных последствий развития информационных технологий является изменение структуры потребностей личности. Современные средства предлагают новые и изменяют имеющиеся способы удовлетворения существующих потребностей. Технические средства служат не только своей основной функции, но и приобретают множество других -характеризуют статус человека в обществе, уровень владения техникой. Такая многофункциональность превращает устройства в технологические гибриды, в которых зачастую растворяется первичное назначение. Помимо этого, технические средства изменяют вид деятельности (общение, учеба, работа), придавая им новую форму.Развитие информационных технологий изменяет и требования к человеку, формированию у него определенных умений и навыков. Одним навыкам человека придается большее значение, другие начинают постепенно исчезать. Главным образом, эти изменения сказываются в сенситивный период развития навыков у детей и подростков.Таким образом, информационная среда и современные технические средства оказывают на человека как положительный, так и отрицательный психологический эффект. Быстрое развитие технических средств является источником многих психологических изменений -размывания границ телесности, нарастанию риска возникновения зависимости, изменению структуры потребностей и деятельности. В связи с этим остро стоит вопрос сохранения информационно -психологической безопасности человека, сохранения его психологического здоровья и поиск эффективных методов решения данной проблемы.

Ссылки на источники1.Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №3(27).2.Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. №1(7).3.Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно -психологической безопасности // Проблемы информационно -психологической безопасности / под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 2009.4.Сапожникова А. Информационно -психологическая безопасность России: состояние и тенденции // Власть. 2008. №2.5.Войскунский А.Е.Вместо предисловия. «За» и «против» Интернет -зависимости // Интернет -зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под. Ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 5 -27.

В современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. На первый план выходит проблема успешной адаптации человека в современной информационной среде. Проблема адаптации человека неотделима от вопроса о самой его сущности, актуального для философов во все времена. Информационная среда, становясь все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено адаптироваться к природной и искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности.

Ныне необходимо искать контуры современной целостной концепции человека как адаптивно-адаптирующего существа на основе философского анализа единства и взаимозависимости социального и природного аспектов адаптации. Проблема адаптации человеческого социума осуществляется не столько за счет адаптивных физиологических способностей, сколько за счет построения надиндивидуальной адаптивной системы – культуры. Социум (сообщество людей, осознающих свое единство и стремящееся его сохранить) является саморегулирующейся системой, обладающей способностью к адаптивному поведению в окружающей среде. В отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а адаптивно-адаптирующий процесс, то есть приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной «второй природы».Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема адаптации человека к информационной среде является остро современной, очень актуальной, смысложизненной для нынешнего этапа цивилизационного развития человечества.

Прежде чем анализировать проблему адаптации человека в изменяющейся информационной среде, нужно четко определить, что же такое информационная среда, какие этапы прошла она в своем развитии – с древних времен до той эпохи, в которую живет современный человек – информационной эпохи. На заре человечества информационная среда совпадала с окружающей природной средой. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. С развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом. Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

Конечным результатом информационно-компьютерной революции, происходящей на наших глазах, должно стать создание новой информационной цивилизации. В основе процессов управления и самоорганизации в живой природе и в человеческом обществе лежит информация, поэтому возникновение информационного общества представляет собой качественно новый этап в процессах самоорганизации информационных структур. Возникающее информационное общество, по-видимому, будет характеризоваться:

а) усилением роли информации и знаний в жизни общества и человека, овеществлением информации и превращением ее в ведущий фактор экономического развития, в основную экономическую ценность;

б) интеграцией различных способов коммуникации (устных, письменных и аудиовизуальных) в интерактивные информационные сети. Информационное общество – это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и опыта, которые формируют «культуру реальной виртуальности» (М. Кастельс).

В) сосредоточением на технологии улучшения обработки информации, поэтому процесс воздействия знания на само знание является специфическим для информационного общества.

Г) развитием творческого потенциала личности и возрастанием роли сознания в историческом процессе. Информационное общество – это «высокоорганизованное креативное общество» (Й. Масуда, А. Турен).

Можно выделить следующие ключевые этапы развития информационной среды, различающиеся по основным способам адаптирования информации: бесписьменное общество, общество с появлением письменности и современное информационное общество. До изобретения алфавитного письма информация хранилась в виде образов, с изобретением алфавитного письма европейская культура отдала предпочтение кодированию информации в символьном виде. С наступлением информационно-технической революции для записи, хранения и передачи информации используются оба способа (образный и символьный). Таким образом, во все времена человек старался максимально использовать доступные для него способы накапливать информацию. Использование накопленной информации явилось одним из факторов, давших возможность человеку, как биологическому виду, выжить в борьбе за существование.

Особенности адаптирования информации современным человеком заключаются в следующем:

3) Развитие аудиовизуальных средств передачи информации (телефон, радио, кино, телевидение) и, в особенности, компьютерных технологий во много раз расширило и качественно изменило поток обрушивающейся на человека информации, до крайности обострив проблему адаптации человека к этой информации. Средства информационного воздействия оказывают огромное влияния на сознание человека и культуру. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социальной адаптации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

3) Появляются такие адаптивные механизмы, как образование социальных структур по группам идентичности и стереотипность массовой культуры и массового сознания. Образование социальных структур по группам идентичности можно рассматривать как адаптивный механизм в борьбе человека за сохранение своего коллективного «Я» в мире, где распадаются старые социальные связи. Массовая культура, как и стереотипизация, является адаптационным механизмом, выполняющим роль психологического регулятора в жизни общества и отдельного индивида. Без стереотипов человек не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира.

3) Выделяются проблемы экологии человека, связанные с бурным развитием информационных технологий. В этой связи наблюдается отрицательная адаптация как на биологическом (компьютерный зрительный синдром, нервно-мышечные заболевания), так и на социально-психологическом уровне (зависимость от Интернета и компьютерных игр, травмирование детской психики сценами насилия на экране). В последней четверти ХХ века развернулась индустрия досуга, обогатившая рынок развлечений компьютерными играми. Компьютер вытесняет традиционные формы игры и игрового общения, что имеет как позитивные, так и негативные последствия. Компьютерные игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, гиподинамию, атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры, что можно трактовать как отрицательную адаптацию, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. В отличие от традиционных игр, особенно в ходе какого-либо празднества, имеющего нередко ритуальный, нетворческий характер, электронные игры зачастую находятся на грани с искусством, требуя дополнения электронных образов воображением и включения в действие интеллектуальной активности. В то же время компьютерные игры могут вырабатывать у некоторых индивидов пассивную позицию, тогда как в реальных играх происходит контакт с живыми партнерами и развивается физический и духовный потенциал личности. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе 21 века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе, подобно древним мистериям.

В результате создания человеком новой окружающей среды (городской, информационной) возникает ситуация, при которой организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции и, поэтому, реагирует на изменения среды появлением новых профессиональных заболеваний, хроническим напряжением адаптационных систем. Диапазон приспособительных возможностей человека, как любого живого существа, ограничен. Перечисленные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия человека и современной информационной среды, требуют дальнейшего комплексного осмысления для поиска оптимальных путей их решения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что информационная среда является фактором, требующим фундаментально новой адаптации человека. Специфика современной информационной среды ведет к коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека и выработке новых. Информационные технологии, став стержнем современной цивилизации, изменяют не просто качество и содержание жизни современного человека, они грозят трансформировать сам способ его бытия в мире.